Innovative activities

The updated Innovative Development Program (IDP) of Zarubezhneft JSC for 2016–2020 (for the period up to 2030) has been developed as part of the instruction of the Russian Federation Government and approved by the Board of Directors on September 14, 2016 (Minutes No. 127).

According to the independent expert evaluation of the IDP development and implementation quality, the Company consecutively received highest ratings among oil and gas and energy companies with public ownership — for the IDP development in 2016 and its implementation in 2016 and 2017.

In 2019, Zarubezhneft JSC worked on updating its IDP for 2020–2024 (for the period up to 2030) in response to the instruction of the Government Commission for Economy Modernization and Innovative Development of Russia. The Concept of Zarubezhneft JSC Innovative Development Program for 2020–2024 (hereinafter, the Concept) was developed and approved by Zarubezhneft JSC Board of Directors (Minutes No. 65 dated March 27, 2019). The updated Draft IDP, prepared based on the Concept, was approved by the Strategic Planning Committee of Zarubezhneft JSC Board of Directors (Minutes No. 63 dated October 30, 2019) and duly directed for consideration to the federal authorities. Approval of the updated IDP of Zarubezhneft JSC for 2020¬¬¬–2024 (for the period up to 2030) by Zarubezhneft JSC Board of Directors will take place in 2020.

Primary contractors engaged in the 2019 innovative projects were design and R&D organizations::

  • within Zarubezhneft Group (VNIIneft JSC, Giprovostokneft JSC);
  • leading universities of the Russian Federation (Kazan (Volga Region) Federal University (KFU), Skolkovo Institute of Science and Technology (Skoltech), etc.);
  • SMEs and other scientific and production organizations.

Innovative projects of 2019 and performance achieved within their scope

Development of a plant powered by Russian oil of any class

An innovative project was initiated due to significant costs of procurement of diesel fuel for power generation of JC RUSVIETPETRO LLC fields and the delivery challenges. It is intended to use Russian equipment (engines by the Kolomna plant) for oil classes up to 3 (inclusively) (high viscosity and sour) and to increase the time between overhaul of power machinery.

The existing power machines manufactured abroad and by the Kolomna plant require a high degree of oil treatment and are designed for operation with class 1 oil (light and sweet). A bottleneck of oil power machines is fuel equipment (injection nozzles, the piping system).

Within the scope of the innovative project, in 2017–2019, R&D and designing activities were undertaken to improve the power plant equipment that operates with class 3 oil, to develop design documentation, to bring the power plant to a level of oil industry standards and to conduct pilot testing in JC RUSVIETPETRO LLC.

The diesel oil power plant was manufactured and delivered to JC RUSVIETPETRO LLC field. The power plant passed pilot testing with diesel fuel and switched to oil for oil pilot testing and further testing of upgraded equipment and assemblies as a part of the R&D activity.

In 2019, the oil pilot testing was continued. According to the R&D, two applications were submitted to the Russian Agency for Patents and Trademarks for patenting unique technical solutions intended to upgrade the power plant assemblies for stable operation with oil up to class 3 inclusively. The Russian Agency for Patents and Trademarks has approved the issuance of patents for the inventions.

Technology of enhanced oil recovery at high-viscosity oil fields by catalytic aquathermolysis

Since 2017, the Company together with Kazan Federal University has carried out R&D on technology of enhanced oil recovery at high-viscosity oil fields by the method of catalytic aquathermolysis. The technology intensifies intra-formation treatment of heavy oil during steam treatment, which increases the oil quality and reduces its viscosity. Improvement of oil properties in formation conditions will improve the energy and economic performance of the Boca de Jaruco field development (and potentially other similar fields in the zone of heavy oils in Cuba and other countries).

In 2017¬¬–2018, at the premises of Kazan Federal University, a number of experiments were conducted to select the most efficient catalyst using a reactor. The selected nickel catalyst ensures the maximum conversion of oil and significant reduction of viscosity with an additional advantage of low price as compared with the cobalt catalyst.

In 2018, the second research stage was completed to address the remaining issues: evaluation of catalytic activity and coking of the catalyst during aquathermolysis processes, catalyst adsorption on the rock (displacement in the combustion pipe), study of solubility, thermal stability and filtration performance of the developed catalyst solution. A test batch of the catalyst has been manufactured for pilot testing.

In 2019, the catalyst was delivered to Cuba by sea. Preparations for pilot testing of the technology were completed, as well as basic cyclic steam treatment was provided for the candidate well (without catalyst). In November¬–December 2019, Zarubezhneft JSC experts successfully injected the catalyst into the formation with further cyclic steam treatment. Currently, the pilot testing continues during oil production.

In August 2019, a joint application (with KFU) was submitted to the Russian Agency for Patents and Trademarks for patent registration for the method of developing bituminous carbonate reservoirs using cyclic steam soaking and aquathermolysis catalyst. The Russian Agency for Patents and Trademarks has approved the patent issuance.

Pilot testing of surfactants in a single well by swctt method in JC RUSVIETPETRO LLC

In 2019, at the Zapadno-Khodesayuskoye field, JC RUSVIETPETRO LLC successfully completed pilot testing for surfactants by BASF in a single well to improve oil recovery of hydrophobic carbonate reservoirs. It should be noted that this pilot testing of Zarubezhneft JSC by the SWCTT (Single Well Chemical Tracer Test) method for carbonate reservoirs was the first pilot testing of this type ever carried out in Russia. The primary idea behind SWCTT is the application of chemical tracers to determine the residual oil saturation when oil is displaced by water and surfactants. SWCTT is intended to comparably quickly find the rise of displacement efficiency for surfactant and water.

The testing results proved an efficient performance of the selected composition. In accordance with the analytical interpretation, the displacement efficiency growth was 0.07 (when exposed to surfactant) as compared to that of water.

Pilot testing of diverter technologies in ZARUBEZHNEFT-Dobycha Kharyaga LLC

ZARUBEZHNEFT-Dobycha Kharyaga LLC successfully continues pilot testing of the diverter technologies (injection of cross-linked polymeric compositions based on polyacrylamide). The project has been under way since 2017. Its primary objective is to test the technology of re-distributing filtration flows of injected water using polymeric compositions injected into active wells.

The project covers wells of D3-III formation of the Kharyaga field’s Devon sediments. 13 wells were treated in 2017–2019, with 18,215 m3 of cross-linked compositions injected.

Additional oil production is evaluated upon pilot testing results using common methods — displacement characteristics. The cumulative additional production of oil for the given period is estimated to exceed 140 thous. tons, with more than 75 thous. tons of oil produced in 2019.

The system of testing and implementation of new technologies (NTS)

System of testing and implementation of new technologies

In 2019, Zarubezhneft Group continued to actively developing the system of testing and implementation of new technologies (NTS) offered by the market but not yet emodied by the Group. Pilot testing of new equipment and technologies was performed by JC RUSVIETPETRO LLC, Zarubezhneft-Dobycha Samara LLC, ZARUBEZHNEFT-Dobycha Kharyaga LLC, and Zarubezhneft JSC Branch in Cuba. A positive economic effect has been achieved according to the results.

In 2019, JC RUSVIETPETRO LLC conducted 16 tests in the following key areas: improvement of the technology of secondary drilling by a slot perforator, testing of the well clean-up highly efficient system, as well as other modern drilling equipment and devices.

Zarubezhneft-Dobycha Samara LLC also assessed the performance of the adaptive input gravity module used to operate equipment in horizontal wells and testing of pump-jack linear drive.

In 2019, ZARUBEZHNEFT-Dobycha Kharyaga LLC completed pilot testing of the technology for prevention of bottomhole zone clogging during well servicing and evaluated performance of ball valves used in the X-mas tree and dynamic power compensators at a substation 35/6/0.4 kV. In total, 8 tests were made by the subsidiary in 2019.

In 2019, Zarubezhneft JSC Branch in Cuba continued testing of the heat-resistant fiber-optic borehole system for monitoring of distributed temperature and pressure along with testing of heat-resistant progressive cavity pumps and cyclic steam soaking using such pumps.

In 2019, Zarubezhneft Group obtained 1 patent for invention, 2 patents for useful models, and 9 software certificates.

15 applications were sent to the Russian Agency for Patents and Trademarks for the registration of intellectual property. 36 scientific articles and papers were published.

Zarubezhneft JSC continues developingdevelopment and expanding formats of interaction with the innovative environment. In June 2019, a Cooperation Agreement was concluded between Zarubezhneft JSC and the Moscow State University n. a. M. V. Lomonosov. This agreement proves mutual interest of Zarubezhneft JSC and the MSU in active training and re-training of personnel in the field of scientific and innovative activity.

As part of the Innovative Development Program, Zarubezhneft JSC actively develops mutually beneficial cooperation with universities in order to form plans of joint implementation of innovative projects and carry out joint work in the field of predicting scientific development, training and re-training of personnel.

Dynamics of R&D costs to revenue in 2014–2019, %
Dynamics of R&D costs to revenue in 2014–2019

Инновационная деятельность

Актуализированная Программа инновационного развития АО «Зарубежнефть» на 2016–2020 годы (с перспективой до 2030 года) разработана в рамках исполнения поручения Правительства Российской Федерации и утверждена Советом директоров (Протокол от 14 сентября 2016 года № 127).

По итогам независимой экспертной оценки качества разработки и реализации Программы инновационного развития Компания последовательно получала наивысшие оценки среди нефтегазовых и энергетических компаний с государственным участием – за разработку в 2016 году и за реализацию Программы инновационного развития в 2016 и 2017 годах.

В 2019 году в АО «Зарубежнефть» во исполнение поручения Правительственной комиссии по модернизации экономики и инновационному развитию России велись работы по актуализации Программы инновационного развития АО «Зарубежнефть» на 2020–2024 годы (с перспективой до 2030 года). Так, была разработана и утверждена Советом директоров АО «Зарубежнефть» концепция Программы инновационного развития АО «Зарубежнефть» на 2020–2024 годы (далее – концепция) (Протокол от 27 марта 2019 года № 65). Подготовленный на основании концепции проект актуализированной Программы инновационного развития был одобрен Комитетом по стратегическому планированию при Совете директоров АО «Зарубежнефть» (Протокол от 30 октября 2019 года № 63) и в установленном порядке направлен на рассмотрение в федеральные органы исполнительной власти. Утверждение актуализированной Программы инновационного развития АО «Зарубежнефть» на 2020–2024 годы (с перспективой до 2030 года) Советом директоров АО «Зарубежнефть» планируется в 2020 году.

Основными подрядчиками, привлеченными для выполнения инновационных проектов в 2019 году, выступали проектные и научно-исследовательские организации:

  • входящие в Группу компаний «Зарубежнефть» (АО «ВНИИнефть», АО «Гипровостокнефть»);
  • ведущие высшие учебные заведения Российской Федерации (Казанский (Приволжский) федеральный университет (КФУ), Сколковский институт науки и технологий (Сколтех) и др.);
  • субъекты малого и среднего бизнеса и другие научные и производственные организации.

Инновационные проекты 2019 года и достигнутые результаты в рамках их реализации

Создание электростанции, работающей на нефти всех классов, российского производства

Инновационный проект был инициирован в связи со значительными затратами на приобретение дизельного топлива для производства электроэнергии для месторождений ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» и трудностями его завоза. Он направлен на использование оборудования российского производства (двигателей внутреннего сгорания Коломенского завода) на нефти до третьего класса включительно (высоковязкой и сернистой) и увеличение межремонтного пробега энергетических машин.

Существующие энергетические машины, иностранного производства и выпускаемые Коломенским заводом, требуют высокой степени подготовки нефти и рассчитаны на работу на нефти первого класса, легкой и малосернистой. Узким местом работы энергетических машин на нефти является топливная аппаратура (форсунки впрыска, трубопроводная система).

В рамках реализации инновационного проекта в 2017–2019 годах проводились НИОКР по доработке узлов оборудования электростанции, работающей на нефти третьего класса, разработка проектной документации, доработка электростанции до норм и правил нефтяной промышленности и проведение опытно-промышленных испытаний в ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО».

Дизель-нефтяная электро станция изготовлена и поставлена на месторождение ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО». Электро станция прошла опытнопромышленные испытания (ОПИ) при работе на дизельном топливе и переведена на работу на нефти для проведения ОПИ при работе на нефти и дальнейших испытаний модернизированного оборудования и узлов в рамках НИОКР.

В 2019 году продолжались ОПИ электростанции на нефти. По результатам НИОКР в Роспатент поданы две заявки на патентование уникальных технических решений, направленных на совершенствование узлов электростанции для стабильной работы на нефти до третьего класса включительно. На текущий момент получено положительное решение Роспатента о выдаче патентов на изобретения.

Технология увеличения нефтеотдачи месторождений высоковязких нефтей методом каталитического акватермолиза

С 2017 года Компания совместно с КФУ выполняет научно-исследовательские работы по разработке технологии увеличения нефтеотдачи месторождений высоковязких нефтей методом каталитического акватермолиза. Технология позволяет интенсифицировать внутрипластовое облагораживание тяжелой нефти в процессе паротепловых обработок, что приводит к повышению качества нефти и снижению ее вязкости. Улучшение свойств нефти в пластовых условиях позволит повысить энергетическую и экономическую эффективность разработки месторождения Бока де Харуко (потенциально – других месторождений-аналогов в поясе тяжелых нефтей на Кубе и в других странах).

В 2017–2018 годах на базе КФУ проведена серия экспериментов для подбора наиболее эффективного катализатора с использованием реактора. Подобранный никелевый катализатор обеспечивает максимальную конверсию нефти, значительное снижение вязкости, дополнительным преимуществом никелевого катализатора является его низкая стоимость по сравнению с кобальтовым катализатором.

В 2018 году выполнен второй этап исследований, в ходе которого решены остальные задачи научно-исследовательских работ: оценка каталитической активности и закоксованности катализатора в процессах акватермолиза, адсорбция катализатора на породе (вытеснение в трубе горения), исследование растворимости, термостабильности и фильтрационных характеристик разработанного раствора катализатора. Изготовлена опытная партия катализатора для проведения опытно-промышленных работ.

В 2019 году катализатор доставлен на Кубу морским транспортом. Были проведены подготовительные работы к проведению опытно-промышленных работ по испытанию технологии, осуществлена базовая пароциклическая обработка скважины-кандидата (без присутствия катализатора). В ноябре – декабре 2019 года специалисты АО «Зарубежнефть» успешно провели закачку катализатора в пласт и последующую пароциклическую обработку. В настоящее время опытно-промышленные работы продолжаются – ведется добыча нефти.

Также в августе 2019 года в Роспатент подана совместная с КФУ заявка на регистрацию патента на изобретение «Способ разработки битуминозных карбонатных коллекторов с использованием циклической закачки пара и катализатора акватермолиза». На текущий момент получено положительное решение Роспатента о выдаче на изобретение.

Опытно-промышленные работы по тестированию поверхностно-активных веществ в одиночной скважине методом SWCTT в ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО»

В ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» на Западно-Хоседаюском месторождении в 2019 году успешно проведены опытно-промышленные работы по тестированию ПАВ компании BASF в одиночной скважине для повышения нефтеотдачи гидрофобных карбонатных пластов. Следует отметить, что данные опытно-промышленные работы АО «Зарубежнефть» с применением метода SWCTT на карбонатном коллекторе стали первыми в истории опытно-промышленными работами подобного рода, проведенными в России. Основная идея SWCTT-теста – использование химических трассеров для определения величины остаточной нефтенасыщенности при вытеснении нефти водой и ПАВ. SWCTT-тест позволяет в реальных условиях сравнительно быстро определить прирост Квыт по ПАВ к Квыт по воде.

Результаты выполненного теста подтвердили эффективность выбранной композиции. Согласно аналитической интерпретации получен прирост Квыт на 0,07 (при воздействии раствором ПАВ) по сравнению с Квыт пластовой водой.

Опытно-промышленные работы по применению потокоотклоняющих технологий в ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга»

В ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» успешно продолжается реализация опытно-промышленных работ по применению потокоотклоняющих технологий (закачка сшитых полимерных композиций на основе полиакриламида). Проект реализуется с 2017 года. Основной задачей проекта является отработка технологии перераспределения фильтрационных потоков нагнетаемой воды с помощью полимерных композиций, закачиваемых в действующие скважины.

В проекте участвуют скважины пласта D3-III девонских отложений Харьягинского месторождения. Всего за период с 2017 по 2019 год было обработано 13 скважин, закачано 18 215 м3 сшитых полимерных составов.

Оценка дополнительной добычи нефти по результатам опытно-промышленных работ ведется по общепринятым в Российской Федерации методикам – по характеристикам вытеснения. Суммарная дополнительная добыча нефти за указанный период оценивается в более чем 140 тыс. т, из них в 2019 году добыто более 75 тыс. т нефти.

Система испытания и внедрения новых технологий

Система испытания и внедрения новых технологий

В 2019 году Группа компаний «Зарубежнефть» продолжила активную работу по развитию системы испытания и внедрения новых технологий, существующих на рынке, но ранее в Группе компаний «Зарубежнефть» не применявшихся. Опытно-промышленные испытания нового оборудования и технологий проводились в ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО», ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара», ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» и в филиале АО «Зарубежнефть» в Республике Куба. По результатам испытаний от применения ряда новых технологий получен положительный экономический эффект.

В ООО «СК «РУСВЬЕТПЕТРО» в 2019 году было проведено 16 испытаний по следующим основным направлениям: совершенствование технологии вторичного вскрытия пластов гидромеханическим перфоратором, испытания высокоэффективного комплекса очистки скважины, а также современного бурового оборудования и устройств.

В ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Самара» проводились работы по оценке эффективности применения адаптивного входного гравитационного модуля при эксплуатации оборудования в ГС, а также по испытанию линейного привода штангового глубинного насоса.

В ООО «ЗАРУБЕЖНЕФТЬ-добыча Харьяга» в 2019 году велись опытно-промышленные испытания с использованием технологии предотвращения кольматации призабойной зоны пласта при текущих ремонтах скважин, оценивалась эффективность применения шаровых кранов в составе фонтанных арматур и динамических компенсаторов мощности на подстанции 35/6/0,4 кВ. Всего в дочернем обществе в 2019 году было проведено восемь испытаний.

В филиале АО «Зарубежнефть» на Кубе в 2019 году продолжены работы по испытанию термостойкой оптоволоконной внутрискважинной системы мониторинга распределенной температуры и давления, а также велись испытания термостойких установок штангового винтового насоса (УШВН) и проведение пароциклической обработки через УШВН.

В 2019 году в Группе компаний «Зарубежнефть» получен один патент на изобретение, два патента на полезные модели и девять свидетельств на программное обеспечение, подано 15 заявок на регистрацию результатов интеллектуальной деятельности в Роспатент. Опубликовано 36 научных статей и публикаций.

АО «Зарубежнефть» продолжает развивать и расширять форматы взаимодействия с инновационным окружением. В июне 2019 года между АО «Зарубежнефть» и Московским государственным университетом им. М. В. Ломоносова заключено соглашение о сотрудничестве. Данное соглашение подтверждает обоюдную заинтересованность АО «Зарубежнефть» и МГУ им. М. В. Ломоносова активно развивать сотрудничество в сфере подготовки и переподготовки персонала и в области научной и инновационной деятельности.

В рамках реализации Программы инновационного развития АО «Зарубежнефть» активно развивает взаимовыгодное сотрудничество с высшими учебными заведениями в направлениях формирования планов по совместной реализации инновационных проектов и выполнения совместных работ в сфере прогнозирования научно-технического развития, подготовки и переподготовки кадров.

Динамика соотношения затрат на НИОКР к выручке за 2014–2019 годы, %
Динамика соотношения затрат на НИОКР к выручке за 2014–2019 годы, %