Oil refining and sales (ORS)

Summary segment indicators

Upon the results of the segment operation in 2019, the segment revenue dropped by 28% as compared to the previous year level due to reduction of oil product prices and volume of oil products wholesales because of reduced production volumes of Brod Refinery A.D. and Modriča Motor Oil Plant A.D.

The cumulative indicator of operational performance of the segment in the reporting period was +0.3 MM EUR. The indicator is positive for the last 4 years.

EBITDA, MM EUR
EBITDA, MM EUR

The segment structure

Zarubezhneft JSC project of reconstruction and modernization of the Oil Refinery and Sales segment enterprises in Bosnia and Herzegovina started on February 2, 2007 after signing the agreement with the Government of the Republic of Srpska (Bosnia and Herzegovina) on procuring the Bosanski Brod Oil Refinery producing motor oils in the city of Modriča, and a retail chain of Nestro Petrol A.D. that owned 85 fuel stations at the time of the purchase.

The segment includes the following enterprises::
Company name Basic parameters
Bosnia and Herzegovina, Republika Srpska
OPTIMA Group LLC Purchase of crude, oil, raw materials for motor oil production, wholesale and small wholesale of petroleum products, motor oils and lubricants in domestic and export markets
Brod Oil Refinery JSC Oil refining, petroleum products manufacture
Oil refinery Modrica JSC Manufacture of base oils and paraffins, motor oils and greases
Nestro Petrol JSC Retail sale of petroleum and related products
Russian Federation
Neftegazincor JSC The main borrower of loan funds for the Project, owner of the controlling interest in BH enterprises

Market of oil products, pricing, competition

Enterprises of the segment located in the Republic of Srpska are engaged in wholesales of oil products (including own production) on the market of Bosnia and Herzegovina and adjacent countries, as well as in the retail market segment of Bosnia and Herzegovina.

The market of Bosnia and Herzegovina is highly marginal, however financial solvency of contractors and population remains low. Along with OPTIMA Group d.o.o., large suppliers of oil products in BH are INA, NIS, Petrol BH that supply oil products from the adjacent areas. Therefore, BH market is open for foreign (alternative) product. Pre-requisites for the current situation are no legal barriers for entry of imported fuel and a simple procedure of company registration for sales of oil products requiring no licensing.

Business map

BH market is flooded by oil products imported from far-abroad countries by small trading companies. Points of delivery from Ploce, Zadar, etc, intensify competition in the South and South-East of BH where the primary demand for oil products is formed.

Sales volume of oil products by OPTIMA Group d.o.o. in 2019 was 18% of BH market, which is 8% lower than the same indicator over the previous period. Reduction of OPTIMA Group’s share on BH market is caused by no production for sales in 2019 as a result of forced emergency shutdown of Brod Refinery A.D. on October 10, 2018 due to no stable external sources of supply. In the reporting period, the remaining fuel of Brod Refinery A.D. were sold and oil products were traded.

Primary factors for formation of wholesale prices of oil products on the market of Bosnia and Herzegovina and in the entire region are as follows:

  • quotes for oil products in Platts European Marketscan;
  • price premiums for each type of oil products.
Structure of BH market in terms of primary wholesale suppliers of oil products
Structure of BH market in terms of primary wholesale suppliers of oil products

Price premiums on the oil product market are defined based on demand and supply and by alternative opportunities for the customer in the conditions of sever competition of several producers and traders in Bosnia and Herzegovina. Unlike Russia, the market of BH and the region is the buyersʼ market rather than sellers’ market which significantly reduces opportunities to form prices on the part of the manufacturer/seller.

An average price premium for the pool of oil products sold by OPTIMA Group d.o.o. in 2019 increased by 92% as compared to 2018. Premium increment (improvement) occurred on the internal market and in the export sales of oil products due to a significant change in the structure of the sold pool of oil products by means of substantial decline of oil product sales.

Oil products are sold with a positive premium on the internal market of Bosnia and Herzegovina. The internal market is the primary channel of selling the segment’s production.

In 2019, premiums for export selling of oil products were positive, but still greatly inferior to the internal market.

OPTIMA Group d.o.o. and NIS (Gazprom Neft Serbia PJSC) signed an agreement for supply of oil products in the financial year. 182 thous. tons of oil products were sold under this agreement. Trading in other areas (Ploce, Pancevo) was additionally developed in 2019, the volume of sold fuel was 64 thous. tons. The revenue was about 229 MM EUR, with the marginal income of 2.1 MM EUR.

Taking into account the positive dynamics of cooperation, it is planned to develop this profile in 2020.

Premiums for pool of oil products over the reporting period, USD/ton
Premiums for pool of oil products over the reporting period
Premiums for oil products on the national market, USD/ton
Premiums for oil products on the national market
Premiums for exported oil products, USD/ton
Premiums for exported oil products

Нефтепереработка и сбыт (НПиС)

Сводные показатели сегмента

По результатам работы в 2019 году выручка сегмента снизилась на 28 % в сравнении с уровнем предыдущего года в связи со снижением как цен на нефтепродукты, так и объема оптовой реализации нефтепродуктов по причине уменьшения объемов производства НПЗ «Брод» и МПЗ «Модрича».

Сводный показатель операционной эффективности сегмента по итогам отчетного периода составил +0,3 млн евро. Положительное значение показателя достигается последние четыре года.

EBITDA, млн евро
EBITDA, млн евро

Структура сегмента

Проект АО «Зарубежнефть» по реконструкции и модернизации предприятий сегмента «Нефтепереработка и сбыт» в Боснии и Герцеговине стартовал 2 февраля 2007 года при подписании договора с Правительством Республики Сербской (Босния и Герцеговина) о приобретении нефтеперерабатывающего завода «Босански Брод», завода по производству моторных масел в г. Модрича и розничной сети АО «Нестро Петрол», владевшей на момент покупки 85 АЗС.

Предприятия сегмента:
Наименование компании Основные характеристики
Босния и Герцеговина, Республика Сербская
ООО «ОПТИМА Группа» Закупка нефти, сырья для производства моторных масел, оптовая и мелкооптовая реализация нефтепродуктов, моторных масел и смазок на внутреннем и экспортных рынках
АО «НПЗ Брод» Переработка нефти, производство нефтепродуктов
АО «МПЗ Модрича» Производство базовых масел и парафинов, моторных масел и смазок
АО «Нестро Петрол» Розничная реализация нефтепродуктов и сопутствующих товаров
Российская Федерация
АО «НефтегазИнКор» Основной заемщик кредитных средств на реализацию проекта, владелец контрольного пакета акций предприятий Боснии и Герцеговины

Рынок нефтепродуктов, ценообразование, конкуренция

Предприятия сегмента, расположенные в Республике Сербской, осуществляют оптовые продажи нефтепродуктов (в том числе собственного производства) на рынке Боснии и Герцеговины и сопредельных государств, а также в розничном сегменте Боснии и Герцеговины.

Рынок Боснии и Герцеговины – высокомаржинальный, однако платежеспособность контрагентов и населения остается на низком уровне. Наряду с ООО «ОПТИМА Группа» на территории Боснии и Герцеговины крупными поставщиками нефтепродуктов являются INA, NIS, Petrol BH, которые поставляют нефтепродукты с сопредельных территорий. Таким образом, рынок Боснии и Герцеговины является открытым для иностранного (альтернативного) продукта. Предпосылками сложившейся ситуации являются отсутствие законодательных барьеров для поступления импортного топлива, простая процедура регистрации компаний для осуществления купли-продажи нефтепродуктов, не требующая лицензирования.

Карта предприятий

На рынке Боснии и Герцеговины присутствует значительное количество нефтепродуктов, ввозимых из стран дальнего зарубежья малыми компаниями-трейдерами. Наличие пунктов поставок с Плоче, Задара и других усиливает конкуренцию на юге и юго-востоке Боснии и Герцеговины, где формируется основной спрос на нефтепродукты.

Объем реализации нефтепродуктов ООО «ОПТИМА Группа» в 2019 году составил 18 % рынка Боснии и Герцеговины, что ниже аналогичного показателя за предшествующий период на 8 %. Сокращение доли ООО «ОПТИМА Группа» на рынке Боснии и Герцеговины вызвано отсутствием в 2019 году продукции для реализации в результате вынужденной аварийной остановки АО «НПЗ Брод» 10 октября 2018 года в условиях отсутствия устойчивых внешних источников поставки. В отчетном периоде осуществлялась реализация остаточных запасов топлива производства НПЗ «Брод» и трейдинг нефтепродуктов.

Основными факторами формирования оптовых цен на нефтепродукты на рынке Боснии и Герцеговины, как и в регионе в целом, являются:

  • котировки на нефтепродукты, объявленные в Platts European Marketscan;
  • ценовые премии на каждый вид нефтепродуктов.
Структура рынка Боснии и Герцеговины в разрезе основных оптовых поставщиков нефтепродуктов, %
Структура рынка Боснии и Герцеговины в разрезе основных оптовых поставщиков нефтепродуктов, %

Ценовые премии на рынке нефтепродуктов определяются на основе спроса и предложения, а также альтернативными возможностями для покупателя в условиях жесткой конкуренции нескольких производителей и трейдеров в Боснии и Герцеговине. В отличие от России рынки Боснии и Герцеговины и региона являются рынками покупателя, а не продавца, в связи с чем резко сокращаются возможности формирования цен со стороны производителя/продавца.

Средняя величина ценовых премий по корзине реализованных ООО «ОПТИМА Группа» нефтепродуктов в 2019 году увеличилась на 92 % к уровню 2018 года. Прирост (улучшение) премий произошел как на внутреннем рынке, так и на экспортном направлении реализации нефтепродуктов в связи со значительным изменением структуры реализованной корзины топлива за счет значительного сокращения продаж нефтепродуктов.

На внутреннем рынке Боснии и Герцеговины нефтепродукты реализуются с положительной премией. Внутренний рынок является основным каналом реализации продукции сегмента.

В 2019 году премии при реализации нефтепродуктов на экспорт вышли в положительную зону, тем не менее значительно уступая в премиальности внутреннему рынку.

В отчетном году между ООО «ОПТИМА Группа» и компанией NIS (ПАО «Газпром нефть», Сербия) был подписан договор на поставку нефтепродуктов. В рамках исполнения договора реализовано 182 тыс. т нефтепродуктов. Дополнительное развитие в 2019 году получил трейдинг по другим направлениям (г. Плоче, Хорватия; г. Панчево, Сербия), объем реализованного топлива – 64 тыс. т. Объем выручки составил порядка 229 млн евро, маржинальный доход – 2,1 млн евро.

Учитывая положительную динамику сотрудничества, планируется развивать данное направление и в 2020 году.

Премии по корзине нефтепродуктов за отчетный период, долл/т
Премии по корзине нефтепродуктов за отчетный период, долл/т
Премии по корзине нефтепродуктов за отчетный период, долл/т
Премии по корзине нефтепродуктов за отчетный период, долл/т
Премии на нефтепродукты на внутренний рынок, долл/т
Премии на нефтепродукты на внутренний рынок, долл/т