RISK MANAGEMENT SYSTEM OF ZARUBEZHNEFT GROUP

Zarubezhneft Group intends to maximize its shareholder value and works to improve its activities’ performance by ensuring its sustainable development and enhancing its competitiveness while meeting state interests. Zarubezhneft pursues long-term objectives; analyzes current issues, threats, and opportunities across all areas of activities; and considers potential risks when making decisions.

Zarubezhneft Group has developed and is constantly improving a unified approach to the risk management process, which, together with the unified tools and methods of risks analysis, forms a risk management system integrated with management processes.

Internal regulatory documents that govern the risks management system:

  • Zarubezhneft Group Risks Management Policy dated June 27, 2016 (approved by Board of Directors Minutes of Meeting No. 125);
  • Zarubezhneft Group Procedure for Risks Management Business Process dated May 24, 2019 (Order No. 147);
  • Zarubezhneft Regulation on Corporate Committee for Risks (Order No. 159 dated April 26, 2016).

The Company’s objectives in the risk management field are:

  • To enhance performance of managerial solutions by analyzing the intrinsic risks;
  • To ensure the maximum performance of risk management measures during implementation of the decisions made.

The Company’s tasks in the risk management field are:

  • To provide cross-functional review of information on the risks in the Group’s structural units and joint development of risk management measures;
  • To apply a systemic approach to identification, analysis, and evaluation of the risks specific for the Group’s activities;
  • To develop a risk management culture in the Group with a view for the management and employees to achieve common understanding of the basic principles and approaches to risk management;
  • To provide information to support the decision-making process at all levels of the Group management.

Zarubezhneft Group’s risk management system provides for a structured approach to evaluating the opportunities and risks, which allows for making well-considered managerial decisions and represents a set of processes, policies, and procedures integrated into Zarubezhneft Group’s business processes, including business planning strategic processes carried out by the Board of Directors, management, and employees at all management levels, and aimed at achieving Zarubezhneft goals.

Responsibility for risk management and reporting is determined in accordance with the system of linear and functional management: an Owner is assigned for each risk, who is responsible for its management. In each Segment and in all key business processes, risks coordinators are determined among the managers, who distribute and support application of the corporate risk management principles. Terms and objectives for risks analysis take into account the features and requirements of each business process, at the level at which risk management is carried out. Responsibility for methodological support, development, and maintenance of the risk management system is reserved to the Perspective and Organizational Development Department.

This approach allows for forming areas of responsibility for risk management and monitoring at all levels of the Company’s management as well as ensuring development of targeted plans to respond to significant risks both in each subsidiary and in Zarubezhneft Group as a whole.

RISK COMMITTEE

RISK MANAGEMENT SYSTEM DEVELOPMENT

The risks management system is improved according to the applicable legal requirements, international standards, and the best risk management practices.

Zarubezhneft Group’s risk management system is continually developed and improved. The Group’s key risks are addressed systematically. These are used for quantitative evaluation of impact on the Company’s key performance indicators, while monitoring is carried out quarterly by the Committee for Risks chaired by the General Director.

RISK MANAGEMENT SYSTEM PERFORMANCE EVALUATION

According to the Guidelines on Internal Audit Arrangement in a JSC Partially Owned by the Russian Federation approved by Order No. 249 of the Federal Agency for State Property Management dated July 4, 2014, in 2019 the Internal Audit department evaluated the performance of Zarubezhneft Group’s risk management system. As part of the audit, the risk management system was positively evaluated related to its maturity and performance (the audit was carried out according to criteria defined in Letter of the Bank of Russia on the Corporate Governance Code, No. 06-52/2463 dated April 10, 2014).

ACCEPTABLE RISK LEVEL

Zarubezhneft JSC defines the preferred risk level as acceptable – the maximum acceptable risk level to which the Company and its subsidiaries seek or are ready to maintain (in accordance with the Risks Management Policy of Zarubezhneft Group approved by resolution of the Zarubezhneft JSC Board of Directors, Minutes of Meeting No. 125 dated May 27, 2016).

Zarubezhneft establishes and documents the acceptable risk level and the risk accountability requirements in respect to financial and operating performance indicators.

This approach is governed by the following internal regulatory documents:

  • Regulation on the key performance indicators of Zarubezhneft JSC approved by the Zarubezhneft JSC Board of Directors (Minutes of Meeting No. 131 dated November 25, 2016);
  • Occupational Health and Safety, Environmental Protection, Security, and Social Responsibility Policy (Minutes of Meeting No. 133 dated December 27, 2016) as part of the Regulation on the Zarubezhneft Quality Management System;
  • Procedure for Zarubezhneft Risk Management Business Process БП ОБ-06 (BP OB-06) “Risk Management” of (approved on May 24, 2019).
Description of the Most Significant Risks to the Company’s Activities and Response Measures
Risk group Risk name
Production safety risks

Industrial safety risks form the most significant group due to legal requirements and presence of a large number of hazardous production facilities.

These include:

Accidents involving employees and third parties;

Industrial accidents and disasters;

Non-compliance with legal requirements for industrial safety;

Failure to comply with environmental security legislative requirements.

Industrial safety risks (including with damage to the environment, human life and health).
Subsurface uncertainties
Risks (uncertainties) associated with insufficient information about geological structure of fields, reserves volumes, etc.

Insecurity of production volume by reserves.

Failure to comply with the planned production volume based on the current assets.

Risks of investment projects implementation
All risks of the Company’s investment projects, including lack of infrastructure ensuring year-round activities, lack of experience in implementing similar projects in similar conditions, growth of technological complexity level of projects, different vision of the project development strategy among participants, etc.

Reduction in performance of oil and gas projects (new projects and oil and gas exploration projects).

Exceeding the cost of developing infrastructure facilities in major construction.

Failure to complete transactions upon entering new projects.

Disagreements with partners in managing joint projects, where influence is limited.

License risks
Risks of claims raised by state regulatory authorities due to infringement of license terms (licenses for hydrocarbon exploration and production), up to and including license revocation. Failure to comply with license obligations.
Logistical constraints
Breaks/disruptions in oil transportation due to infrastructure constraints

Infrastructure risk.

Lack of possibility to sell oil.

Change in macroeconomic parameters
Likelihood of changes in cross rates of major currencies and their negative impact on financial statements indicators and/or cash flow. Negative change in macroeconomic parameters: oil price, Ruble/ USD rate.
Corporate fraud and corruption
Involvement of the Company or employees in corruption activities as well as non-compliance with the legislation of the Russian Federation and countries of presence entails the imposition of legal sanctions and/or other corrective actions by supervisory authorities, which will lead to significant financial losses and loss of the Company’s reputation. Corporate fraud and corruption.
Political risk

Likelihood of damage to assets (loss of control over them) or constraining the activities of Zarubezhneft Group’s enterprises due to political, economic, and social factors in the countries of operation.

Likelihood of damage to national interests of the Russian Federation and/or the country of current/potential presence.

Political risk.
IT risks
Risks associated with operation of IT systems (primarily production and settlement), with projects for their development, as well as the risk the inability to purchase and use foreign software.

Risk of loss (leakage) of confidential data when using IT services.

Risk of failure or malfunction of information systems, software, and IT equipment.

All risks were evaluated, responsible persons were appointed at the level of the Deputy General Director, and the persons responsible for the measures and management strategy were defined. Preventive and response measures were developed and taken into account in the Group’s production program.
Risk management system

Система управления рисками Группы компаний «Зарубежнефть»

Группа компаний «Зарубежнефть» стремится максимально увеличить свою акционерную стоимость, работает над повышением эффективности деятельности, обеспечением устойчивого развития и увеличением конкурентоспособности при соблюдении интересов государства. АО «Зарубежнефть» стремится к достижению долгосрочных целей, проводит анализ существующих проблем, угроз и возможностей во всех областях деятельности и учитывает потенциальные риски при принятии решений.

В Группе компаний «Зарубежнефть» разработан и постоянно совершенствуется единый подход к процессу управления рисками, который в совокупности с унифицированными инструментами и методами анализа рисков формирует систему управления рисками, интегрированную с процессами управления.

Внутренние нормативные документы, регулирующие деятельность системы управления рисками:

  • Политика управления рисками Группы компаний «Зарубежнефть», утвержденная Советом директоров 27 июня 2016 года (Протокол № 125);
  • Стандарт на бизнес-процесс управления рисками Группы компаний «Зарубежнефть» (Приказ от 24 мая 2019 года № 147);
  • Положение о корпоративном Комитете по управлению рисками Группы компаний «Зарубежнефть» (Приказ от 26 апреля 2016 года № 159).

Цели Компании в области управления рисками:

  • повышение эффективности управленческих решений посредством анализа присущих им рисков;
  • обеспечение максимальной эффективности мероприятий по управлению рисками в ходе реализации принятых решений.

Задачи Компании в области управления рисками:

  • кросс-функциональное рассмотрение информации о рисках между структурными подразделениями Группы компаний «Зарубежнефть» и совместная разработка мероприятий по управлению рисками;
  • использование системного подхода к идентификации, анализу и оценке рисков, присущих деятельности Группы компаний «Зарубежнефть»;
  • формирование культуры управления рисками для достижения общего понимания у руководства и работников основных принципов и подходов к управлению рисками;
  • предоставление информации для поддержки принятия решений на всех уровнях управления Группы компаний «Зарубежнефть».

Система управления рисками Группы компаний «Зарубежнефть» предусматривает структурированный подход к оценке возможностей и рисков, позволяя принимать взвешенные управленческие решения, и представляет собой совокупность процессов, политик и процедур, интегрированных в бизнес-процессы АО «Зарубежнефть», в том числе процессы стратегического бизнес-планирования, осуществляемые Советом директоров, руководством и сотрудниками на всех уровнях управления и направленные на достижение целей деятельности АО «Зарубежнефть».

Ответственность за управление рисками и подготовку отчетности по ним определяется в соответствии с системой линейного и функционального управления: для каждого риска назначается владелец, ответственный за его управление. В каждом сегменте, а также во всех ключевых бизнес-процессах среди руководителей определены координаторы по рискам, которые распространяют и поддерживают применение корпоративных принципов управления рисками. Сроки и задачи по анализу рисков учитывают особенности и требования каждого бизнес-процесса, на уровне которого осуществляется управление рисками. Ответственность за методологическое обеспечение, развитие и поддержание системы управления рисками закреплена за Управлением перспективного и организационного развития.

Указанный подход позволяет формировать зоны ответственности за управление рисками и осуществлять мониторинг рисков на всех уровнях управления Компании, а также обеспечивать разработку целевых планов реагирования на существенные риски как в каждом ДО, так и по Группе компаний «Зарубежнефть» в целом.

Комитет по рискам

Развитие системы управления рисками

Совершенствование системы управления рисками выполняется в соответствии с требованиями законодательства, международными стандартами, а также с учетом лучших практик управления рисками.

Система управления рисками в Группе компаний «Зарубежнефть» непрерывно развивается и совершенствуется. На системной основе осуществляется работа с ключевыми рисками Группы компаний «Зарубежнефть». По ним определены допустимые уровни риска, проводится количественная оценка влияния на КПЭ Компании, а мониторинг осуществляется на ежеквартальной основе в рамках Комитета по рискам под председательством Генерального директора.

Оценка эффективности системы управления рисками

В соответствии с Методическими рекомендациями по организации работы внутреннего аудита в акционерном обществе с участием Российской Федерации, утвержденными приказом Росимущества от 4 июля 2014 года № 249, в 2019 году Управлением внутреннего аудита проведена оценка эффективности процесса управления рисками Группы компаний «Зарубежнефть». В рамках проверки система управления рисками оценена положительно в части уровня зрелости и эффективности работы (проверка осуществлена в соответствии с критериями, определенными письмом Банка России «О Кодексе корпоративного управления» от 10 апреля 2014 года № 06-52/2463).

Допустимый уровень риска

АО «Зарубежнефть» определяет уровень предпочтительного риска как приемлемый – предельно допустимый уровень риска, к которому Компания и ее ДО стремятся или которые готовы поддерживать (в соответствии с Политикой управления рисками Группы компаний «Зарубежнефть», утвержденной решением Совета директоров АО «Зарубежнефть», Протокол от 27 мая 2016 года № 125).

АО «Зарубежнефть» устанавливает и формализует приемлемый уровень риска и требования к его учету в отношении финансовых и операционных показателей деятельности.

Указанный подход регулируется следующими внутренними нормативными документами:

  • Положением о КПЭ АО «Зарубежнефть», утвержденным решением Совета директоров АО «Зарубежнефть» (Протокол от 25 ноября 2016 года № 131);
  • Политикой в области охраны здоровья, труда, окружающей среды, безопасности и социальной ответственности (Протокол от 27 декабря 2016 года № 133) в составе Положения о системе управления качеством АО «Зарубежнефть»;
  • Стандартом на бизнес-процесс управления рисками Группы компаний «Зарубежнефть» БП ОБ-06 «Управление рисками» (утвержден 24 мая 2019 года).
Описание наиболее существенных рисков, присущих деятельности Компании, и предпринимаемых мер по реагированию
Группа рисков Наименование риска
Риски производственной безопасности

Риски в области производственной безопасности являются наиболее существенной группой в связи с законодательными требованиями и наличием большого количества опасных производственных объектов.

Включают в себя:

  • несчастные случаи с работниками и третьими лицами;
  • техногенные аварии и катастрофы;
  • несоответствие требованиям законодательства в области промышленной безопасности;
  • несоблюдение требований законодательства в области экологической безопасности
Риски в области производственной безопасности (в том числе с ущербом для экологии, жизни и здоровья людей)
Геологические неопределенности
Риски (неопределенности), связанные с недостаточностью информации о геологическом строении месторождений, объеме запасов и т. п.

Необеспеченность объема добычи объемами запасов.

Невыполнение планового объема добычи на текущих активах

Риски реализации инвестиционных проектов
Все риски инвестиционных проектов Компании, в том числе отсутствие инфраструктуры, обеспечивающей круглогодичную деятельность, отсутствие опыта реализации подобных проектов в сходных условиях, растущая технологическая сложность проектов, различное видение стратегии развития проекта у участников и прочее

Снижение эффективности нефтегазовых проектов (новые проекты и проекты ГРР).

Превышение стоимости обустройства объектов инфраструктуры в капитальном строительстве.

Незавершение сделок по вхождению в новые проекты.

Разногласия с партнерами при управлении совместными проектами, влияние на которые ограничено

Лицензионные риски
Риски предъявления претензий государственными контролирующими органами в связи с нарушением условий лицензионных соглашений (лицензии на разведку и добычу углеводородов), вплоть до отзыва лицензий Невыполнение условий лицензионных обязательств
Логистические ограничения
Перерывы/сбои в транспортировке нефти по причине инфраструктурных ограничений

Инфраструктурный риск.

Отсутствие возможности реализации нефти

Изменение макроэкономических параметров
Вероятность изменения кросс-курсов основных валют и их отрицательное влияние на показатели финансовой отчетности и (или) денежный поток Негативное изменение макроэкономических параметров: цена на нефть, курс рубля к доллару США
Корпоративное мошенничество и коррупция
Вовлечение Компании или сотрудников в коррупционную деятельность, а также несоблюдение законодательства Российской Федерации и стран присутствия влечет за собой применение юридических санкций и (или) иных мер воздействия со стороны надзорных органов, что приведет к существенным финансовым убыткам и потере репутации Компании Корпоративное мошенничество и коррупция
Политический риск

Вероятность нанесения ущерба активам (потери контроля над ними) или наложения ограничений на деятельность предприятий Группы компаний «Зарубежнефть» в силу реализации факторов политического, экономического и социального характера в странах ведения деятельности.

Вероятность нанесения ущерба национальным интересам Российской Федерации и (или) стране текущего/потенциального присутствия

Политический риск
Риски в области информационных технологий (ИТ)
Риски, связанные с функционированием ИТ-систем (в первую очередь производственных и расчетных), с проектами по их развитию, а также риск невозможности закупки и использования иностранного программного обеспечения

Риск потери (утечки) конфиденциальных данных при эксплуатации ИТ-услуг.

Риск отказа, сбоя работы информационных систем, программного обеспечения и ИТ-оборудования

По всем рискам проведена оценка, назначены владельцы на уровне заместителей Генерального директора и ответственные за мероприятия, а также определена стратегия управления. Разработаны превентивные и реагирующие мероприятия, которые учтены в Производственной программе Группы компаний «Зарубежнефть».
Система управления рисками